Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МУРОМСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
48, С. 18-25 опубликовано: 4 апреля 2022г.


МУРОМСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Муромский Троицкий мон-рь. Фотография. 1896 г.
Муромский Троицкий мон-рь. Фотография. 1896 г.

Муромский Троицкий мон-рь. Фотография. 1896 г.
(Муромской епархии Владимирской митрополии), находится в г. Муром Владимирской обл. Основан в 1643 г. состоятельным муромским купцом Т. Б. Цветновым (по прозвищу Богдан Цветной) на месте деревянной церкви. По легенде, в кон. XI в. на «старом вышнем городище» по приказу кн. Константина (см. ст. Константин, Михаил и Феодор), крестившего население Муромской земли, был поставлен деревянный храм во имя страстотерпцев Бориса и Глеба (Повесть о водворении христианства. 1860. С. 231). Борисоглебская ц. упомянута в Житии свт. Василия, еп. Рязанского (СИСПРЦ. С. 49). Впоследствии на этом месте возвели деревянную ц. во имя Св. Троицы. Историк-краевед А. А. Титов предполагал, что 1-й Троицкий храм был построен св. блгв. кн. Константином в кон. XI в. (Титов. 1902. С. 51). Однако в самом раннем сохранившемся описании Мурома - Выписи из писцовых книг 1566 г.- Троицкая ц. не упоминается. Нет о ней сведений и в описании города 1573/74 г. (Кучкин. 1969). Вероятно, деревянная Троицкая ц. была возведена в посл. четв. XVI - нач. XVII в. Первое упоминание о ней относится к 1623/24 г. (Сотная с писцовых книг г. Мурома 1623/24 г. 2010. Л. 64 об.- 68). Двухэтажная Троицкая ц. с шатровым верхом и с папертью стояла «супротив» муромского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря, названа «ружной», т. е. получавшей «государево жалование» по 3 р. в год. По описанию глава и крест были обиты белым железом. В основном объеме храма (в документах он назван большой церковью) на 2-м этаже имелся престол во имя святых князей Бориса и Глеба. Вероятно, этот придел был сооружен в память упраздненной к нач. XVII в. одноименной церкви. В нем имелись иконы в богатых окладах, украшенных серебряной басмой с чеканными и резными венцами: образ Св. Троицы, иконы Божией Матери «Одигитрия», Благовещения Пресв. Богородицы, Трех святителей, свт. Николая Чудотворца, святых Бориса и Глеба, вмц. Параскевы Пятницы. Тябловый иконостас («да в тябле деисус и праздники и апостолы и пророки»), а также царские врата, столбцы и сени были «на празелени». Напрестольный крест был обложен серебром. В храме хранились оловянные церковные сосуды, блюдца, потир, 15 печатных книг и 2 рукописные. На 1-м этаже при Троицком престоле были освящены приделы во имя Трех святителей и вмц. Параскевы Пятницы. Здесь находились иконы, написанные «на празелени», с басменными венцами: Божией Матери «Одигитрия», Трех святителей, вмц. Параскевы Пятницы. В тябловом иконостасе, состоявшем из Деисуса, находилось 7 икон, также написанных «на празелени».

При храме стояла деревянная колокольня с 7 колоколами. Большой благовестный весил 36 пудов, в остальных по смете было по 19 пудов. В дополнении к описанию 1623/24 г. сообщается, на чьи средства построена и украшена Троицкая ц.: «А церковь и в церквах Божие милосердие образы и свечи поставные и сосуды церковные и ризы и на колокол[ь]нице колокола и все церковное строение муромца торгового человека Бориса Семенова сына Цветново да сына ево Богданова» (Там же. Л. 67). Т. Б. Цветнов - один из богатейших и влиятельных торговцев Мурома XVII в., член московской гостиной сотни, активно занимался благотворительностью; скончался в муромском Благовещенском мон-ре, приняв монашеский постриг с именем Тихон.

В 1623/24 г. в Троицкой ц. служили священники Иаков и Стефан. Рядом с храмом стояло 18 келий «бобылей, бродящих людей», беднейших жителей города, о к-рых в описи сказано, что они «кормятца Христовым имянем». Близ Троицкой ц. имелось кладбище. Всей земли под церковью, кладбищем и бобыльскими кельями было в длину 51 саж., в ширину 39 саж.

В 1642 г. на средства Цветнова вместо ветхого деревянного началось строительство кирпичного Троицкого собора. Слева от входа в храм в основном объеме сохранились 2 закладных камня, на к-рых вязью выбито: «Лета 7150 (1642) года августа 21 дня начата бысть сия церковь созидатися во имя Живоначальной Троицы с приделы, при державе благочестивого государя, царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Руси и при благоверной царице и великой княгине Евдокее Лукъяновне и при их благородном царевиче, князе Алексее Михайловиче и при архиепископе Моисее, Рязанском и Муромском» (надпись на 1-м камне); «совершена же бысть сия церковь 7151 году (1643) августа 6 дня тщанием и снисканием гостинныя сотни торгового человека Тарасия, Борисова сына, по реклому Богдана Цветного, во славу и честь Отцу и Сыну и Св. Духу и ныне и присно и во веки веков, аминь» (надпись на 2-м камне).

В 1643 г. при Троицкой ц. был открыт жен. мон-рь. В 1648 г. на средства Цветнова над св. вратами обители была построена небольшая кирпичная шатровая ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. На юж. фасаде храма, над окнами, имеются 2 клейма с надписями, высеченными вязью. Надпись на левом клейме: «7156 (1648) года создана сия церковь»; на правом: «а строение торгового человека Тарасия Борисова сына по реклому Богдана Цветнова».

Муромский Троицкий мон-рь. Фотография. ок. 1910 г.
Муромский Троицкий мон-рь. Фотография. ок. 1910 г.

Муромский Троицкий мон-рь. Фотография. ок. 1910 г.
В 1-м описании обители 1646 г. (Список с переписной книги г. Мурома 1646 г. 2010. Л. 107-109) упоминаются кирпичная Троицкая ц. и 7 келий; инокини «питаютца от церкви Божии и в мире». В сер. XVII в. территория перед М. Т. м. была плотно застроена бобыльскими дворами. Напротив Казанской ц. стояла приходская деревянная ц. во имя св. Иоанна Предтечи. Эти постройки находились настолько близко от монастыря, что, по мнению современников, «монастырю имеется застень, вред и опасность» и «видимость красоты монастыря и церквей Божиих тем отняло» (Травчетов. 1902. С. 33). Поэтому Цветнов совершил беспрецедентный для Мурома поступок: пожертвовал обители свое дворовое место (54×40 саж.), выкупил соседние земли, принадлежавшие Иоанновскому приходу, и «оною Предтеченскую церковь своим коштом перенес». Перенос бобыльских дворов был связан и с пожарной безопасностью, поскольку монастырь находился в самом центре торгового Мурома в окружении харчевен, постоялых дворов и торговых лавок. По мнению Цветнова, тесное соседство с «мирскими» постройками не способствовало иноческому уединению сестер.

Рядом с Казанской ц. на средства Цветнова возвели кирпичную ограду. В нач. ХХ в. считалось, что, «по всей вероятности, была только часть каменной монастырской стены, идущая от Казанской церкви к юго-западному углу монастыря, так как полная каменная ограда вокруг всей обители является гораздо позднее» (Там же. С. 15). В описи монастырского имущества 1766 г. упоминается внушительная ограда протяженностью 24 саж. (Там же. 1902. С. 32). Видимо, первоначально кирпичная ограда действительно находилась с южной, фасадной стороны мон-ря. Вероятно, ее разобрали в 1861 г. при строительстве юго-зап. (Ермаковского) 2-этажного корпуса.

Последним монументальным сооружением в обители XVII в. стала многоярусная кирпичная колокольня, также построенная на средства Цветнова. Время ее строительства документально не зафиксировано, но, поскольку в 1652 г. Цветнов пожертвовал в обитель большой колокол, можно предположить, что звонницу возвели именно в этом году. На колоколе по верхнему краю была надпись, выполненная вязью: «Лета 7160 (1652) сей колокол приложил в Муроме в новодевич монастырь, в дом Живоначальной Троицы гостинные сотни муромец торговый человек Тарасий, а по реклому Богдан, Борисов сын Цветнов по родителех своих и по своей души, а весу в нем 100 пудов» (Чернышев. Муромские колокола. 2013. С. 8).

До 1764 г., когда были введены новые штаты, в М. Т. м. значились 3 священника. В 1766 г. по указу Владимирской духовной консистории была составлена подробная опись монастырского имущества. На территории обители стояли 5-главая кирпичная Троицкая ц. («главы обиты черепицею, кресты опаены белым железом»), 26 деревянных келий, крытых дранью. При них имелись чуланы; перед сенями значились «рундуки», т. е. крыльца. Девять келий названы новыми, 11 - «твердого строения», а 6 - «подветшалыми». В описании также упоминается ветхая каменная келья. Под папертью у надвратной церкви находились 2 каменные кладовые палатки. От них «верх по горе спереднюю сторону на 24 сажени ограда каменная». Основная, внешняя ограда до нач. XIX в. была деревянной - «из нового заборнику в столбах».

Архитектурный ансамбль

Собор во имя Св. Троицы. 1642 г. Фотография. 2015 г.
Собор во имя Св. Троицы. 1642 г. Фотография. 2015 г.

Собор во имя Св. Троицы. 1642 г. Фотография. 2015 г.
Композиция фасада небольшого Троицкого храма имеет сходство с московской ц. во имя Св. Троицы в Никитниках (Беспалов. 1971. С. 31). В основе муромского храма лежит квадратный четырехугольник (каждая сторона по 5 саж.). С юга и запада к нему примыкают невысокие паперти, с сев. стороны - придел. Три апсиды собора и пристроенная юж. галерея значительно ниже четверика основного объема. Сами паперти сооружены в 1786 г. «в видах расширения храма».

Стены апсид и галереи Троицкого собора обильно декорированы - наличниками, ширинками, аркатурным поясом и изразцами. Высокие стены храма украшены рядом ширинок с двойными изразцами зеленого, желтого и красного цветов с изображением двуглавых орлов, драконов, коней и т. д. Карниз здания изящно орнаментирован неск. линиями сухариков, зубчиков, квадратных и полукруглых углублений. Снаружи свод четверика оформлен двойной лентой больших кокошников килевидной формы. Третий ряд кокошников, меньших размеров, строители разместили у основания глав барабанов. В отделке барабанов и кокошников мастера использовали лекальный кирпич. Пять луковичных глав собора установлены на глухом своде храма. Первоначально главы были покрыты зеленой черепицей, в 1809 г. их обили белым железом. Юж. вход в галерею оформлен в виде шатра с четырьмя 8-гранными столбами. Большое количество декоративных элементов придает собору неповторимую красоту и изысканность.

На зап. фасаде Троицкого храма прослеживаются фрагменты большой пристройки, примыкающей к нему. В 1961 г. при обследовании церкви были обнаружены остатки узкой лестницы, ведущей наверх (Там же. С. 36). Разобранной постройкой могла быть колокольня, сооруженная одновременно с основным объемом Троицкой ц. Возможно, первоначально возведение колокольни планировали непосредственно связать с храмом. Вероятно, позже Цветнов приобрел дополнительный участок земли и решил поставить колокольню отдельно от храма, вынеся ее на красную, лицевую линию. Этим можно объяснить, по какой причине первоначальную звонницу полностью разобрали. К 2017 г. ее следы служили напоминанием о первоначальных замыслах ктитора и зодчего.

С сев. стороны к Троицкому собору примыкал кирпичный 2-этажный теплый храм. На 1-м, нижнем этаже находились престолы в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Точное время сооружения этой церкви неизвестно. Прот. В. В. Косаткин, не приводя конкретных документов, утверждал, что она построена в 50-х гг. XVII в. (Косаткин. 1906). В 1810 г. храм Трех святителей был перестроен с устроением придела, вероятно в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (или «Скорбящая»).

Изначально в Троицком храме имелось 2 престола: во имя Св. Троицы и во имя св. князей Бориса и Глеба. Видимо, ко 2-й пол. XVII в. в нем находились иконы и церковные предметы, известные по описанию 1623/24 г. и повторенные в описи 1636/37 г. (Писцовая книга г. Мурома 1636/37 г. 2010). Из значимых вкладов, появившихся в Троицкой ц. в сер.- 2-й пол. XVII в., выделяются пожертвования, сделанные строителем мон-ря, Цветновым. Это т. н. Виленский крест, принесенный в Муром в 1658 г. жителем Арзамаса В. С. Микулиным. По преданию, он обнаружил крест в 1657 г., при взятии рус. войсками г. Вильны. Микулин услышал во сне голос, повелевший отнести крест в Муром и передать его Цветнову для обители (Травчетов. 1902. С. 51-52). В 1647 г. Цветнов пожертвовал в М. Т. м. напрестольный 8-конечный серебряный с золочением крест весом 1 фунт 3 золотника с вкладной надписью: «Лета 7155 (1647) июня в 5 день сей крест приложил в Муром в дом Живоначальной Троицы гостинныя сотни торговый человек Тарасий, по реклому Богдан, Борисов сын Цветнов по своих родителех» (Он же. 1903. С. 107). В 1647 г. Цветнов передал в обитель серебряную с золочением водосвятную чашу весом 4 фунта 59 золотников с аналогичной надписью (Там же). Вероятно, и крест и чаша были заказаны в одной мастерской и вложены в обитель в качестве общего дара. Нек-рые вклады Цветнова не имеют точной датировки. Так, в обители имелось Евангелие (М., 1683) на золотообрезной бумаге в 1/2 листа в бархатном окладе с серебряными клеймами на верхней и нижней досках; на среднике было помещено резное изображение Распятия с предстоящими. Имеется свидетельство о том, что «Евангелие это - приклад строителя Цветного» (Травчетов. 1902. С. 19). Его же даром было серебряное вызолоченное чеканное кадило с серебряными цепями и кольцами весом 2 фунта 90 золотников, с чеканной надписью: «Приложил сие кадило в дом Живоначальныя Троицы гостинной сотни Тарасий, по реклу Богдан, Борисов сын, Цветнов по своих родителях» (Косаткин. 1906). Н. П. Травчетов, ссылаясь на опись монастырского имущества 1766 г., писал, что это кадило было передано в обитель в 1647 г. (Травчетов. 1902. С.23).

Наиболее полное представление о внутреннем убранстве Троицкого собора XVIII в. дает опись 1766 г., составленная на основании более ранней 1731 г. (Там же. С. 16-31).

Надвратная ц. в честь Казанской иконы Божией Матери (1648) и колокольня (сер. XVII в.) Фотография. 1900-е гг.
Надвратная ц. в честь Казанской иконы Божией Матери (1648) и колокольня (сер. XVII в.) Фотография. 1900-е гг.

Надвратная ц. в честь Казанской иконы Божией Матери (1648) и колокольня (сер. XVII в.) Фотография. 1900-е гг.
Считается, что декор храмов мон-ря оказал большое влияние на развитие муромской архитектуры 2-й пол. XVII в. (Масленицын. 1971. С. 21; Беспалов. 1971. С. 33-39). Миниатюрная Казанская ц.- один из немногих храмов Мурома, имеющий шатровое завершение,- была воздвигнута через 5 лет после строительства в 1648 г. Троицкого собора. Кубический объем Казанского храма установлен на высокое каменное основание, благодаря чему храм стройно возвышается над воротами, являющимися парадным входом в мон-рь. Св. врата имеют 2 арки - большую и малую. Вместе они представляют собой оригинальную композицию из висячих полуколонок. Декоративное убранство Казанской ц. пышнее и наряднее убранства Троицкого собора: фасад Казанской ц. выходил на торговую площадь, являлся главным ее украшением. Юж. фасад четверика Казанской ц. имеет спаренные колонки. Узкие щелевидные оконные проемы и ниши обрамлены полуколонками из лекального кирпича. Над проемами расположены 6 декоративных шлемовидных вставок и клейм. В центральных клеймах вырезаны дата строительства храма и имя ктитора.

Интерьеры Троицкого собора и надвратной Казанской ц. не сохранились. Они были расписаны в 90-х гг. XX в.

С зап. стороны к Казанской ц. примыкает высокая многоярусная колокольня. Храм и звонницу разделяет небольшая высокая галерея. Колокольня представляет собой характерный тип звонниц Мурома 2-й пол. XVII в. На четверике нижней части постройки установлен восьмерик со звоном, завершающийся 8-гранным шатром со слухами. В 50-60-х гг. XVII в. колокольня М. Т. м. являлась доминантой не только мон-ря, но, вероятно, и целого города за счет того, что зодчий поставил друг на друга 3 четверика, разделенные выразительными карнизами. Над входом в колокольню с сев. стороны располагался высеченный из камня небольшой двуглавый орел. Фасад колокольни украшен множеством полуколонок, розеток, квадратных и луковицеобразных углублений между карнизами. Большой по размеру шатер колокольни не кажется тяжеловесным. Одинаковые по силуэту шатры колокольни и надвратной церкви воспринимаются как единое целое.

Материальное положение

Монахини у стен Троицкого собора. Фотография. 1900-е гг.
Монахини у стен Троицкого собора. Фотография. 1900-е гг.

Монахини у стен Троицкого собора. Фотография. 1900-е гг.
Согласно описи 1646 г., в М. Т. м. находилось 7 келий, а «живут в них черн[и]цы, питаютца от церкви Божии и в мире» (Список с переписной книги г. Мурома 1646 г. 2010. Л. 107 об.). На монастырской земле стояло 4 бобыльских двора, в к-рых проживали 9 чел. В 1649 г. 3 бобыльских двора перевели на посад с требованием «всякие подати платить с посадскими людьми». Др. дворы стояли пустыми и считались выморочными (Список со Строельной книги г. Мурома 1649 г. 2010). Первоначально, в сер. XVII в., мон-рь не имел постоянного источника дохода и зависел от ктиторов и жертвователей. Жалованными грамотами 1662 и 1672 гг. земля, на к-рой стояли бобыльские дворы, была передана мон-рю и освобождена от гос. пошлин (Травчетов. 1902. С. 8). В 70-х гг. XVII в. обители была пожалована денежная руга, рыбные ловли и сенные покосы. По грамотам царя Алексея Михайловича 1670 и 1672 гг. М. Т. м. ежегодно стал получать рубль денег, по четверти ржи и овса из муромских таможенных доходов (Он же. 1903. С. 99-100). Хлеб и деньги шли на содержание 44 чел., проживавших при обители (игумения с сестрами, 2 священника, диакон, 3 дьячка, пономарь и просфорница). В 1704 г. по указу Петра I эта руга была сокращена наполовину. В документе 1731 г. упоминается, что небольшой участок монастырской земли использовался сестрами в качестве огорода: «...насадили они в оную обитель, ради своея нищеты, огурешным семенем и капустою» (Он же. 1902. С. 10). Участок земли, находившийся перед мон-рем, приобретенный Цветновым для переноса древней Иоанно-Предтеченской ц., в 1-й четв. XVIII в. был приписан к обители. С 20-го до нач. 30-х гг. XVIII в. им пользовались церковнослужители Предтеченского храма. С 1732 по 1766 г. на нем был разбит монастырский огород и стояли дворы причта. В 1766 г. территорию закрепили за храмом св. Иоанна Предтечи (Там же. С. 15).

Непростое финансовое положение М. Т. м. усугубилось в 1764 г., когда с введением новых штатов в Муром перевели сестер из упраздненных обителей (из вязниковского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря - игумению и ок. 15 монахинь, из муромского в честь Воскресения Христова монастыря - игумению и 4 монахинь, из Входоиерусалимской пуст. Муромского у.- 4 монахинь). На содержание обители и прибывших монахинь шло то же сокращенное жалованье. Согласно новому штатному расписанию, М. Т. м. был отнесен к 3-му классу, где положено быть игумении, казначее и 15 рядовым сестрам (Он же. 1903. С.100).

Сведения о денежных поступлениях и расходах во 2-й пол. XVIII в. имеются в приходо-расходных книгах обители (РГАДА. Ф. 280). В 1765 г. в М. Т. м. поступило по штатному расписанию 375 р. 60 к. Эта сумма передавалась казначее монастыря из Муромской воеводской канцелярии дважды в год, в февр. и июле, по 187 р. 80 к. каждое полугодие. Затем деньги, согласно штату, выдавали под роспись всем насельницам. Так, 21 февр. было выдано за 1-ю пол. 1765 г.: игум. Маргарите - 20 р.; казначее мон. Аглаиде - 7 р. 50 к.; схимонахиням Глафире и Елисавете - по 2 р. 82/4 к.; монахиням Ираиде, Елисавете, Прокле, Варсонофии, Елене, Аглаиде, Митродоре, Сусанне - по 2 р. 82/4 к. Причем из 12 сестер только казначея Аглаида расписалась в ведомости самостоятельно. Другие по причине неграмотности были вынуждены просить сделать это за них иереев и дьячков Троицкой ц. (РГАДА. Ф. 280. Оп. 6. Д. 1998. Л. 1-4). В ведомости 1765 г. также отмечена выдача денежных средств насельницам упраздненного муромского Воскресенского мон-ря, переведенным в Троицкую обитель. Согласно документу, деньги им выдавались в урезанном виде «половину денежного жалования противу прочих по расчету 50 р. 432/4 к.». Всего в ведомости 1765 г. отмечены 5 монахинь бывш. Воскресенской обители. Игум. Мария и рядовые инокини (Таисия, Дорофея, Наталия и Магдалина) получили каждая по 2 р. 82/4 к. (РГАДА. Ф. 280. Оп. 6. Д. 1998. Л. 5). Все они тоже были неграмотны и не могли поставить подписи о получении денег самостоятельно. В 1765 г. в М. Т. м. проживала также община (16 чел.) упраздненного Введенского мон-ря Вязниковской слободы Владимирского у. Они тоже получили жалованье в урезанном наполовину размере - по 2 р. 81/4 к. каждая: игум. Неонилла, бывш. игум. София, монахини Сусанна, Агриппина, Маргарита, Анфиса, Антонина, Евстолия, Евфросиния, Ираида, Капитолина, Варсонофия, София, Пелагия, Александра, Матрона. Никто из них не мог поставить свою подпись при получении денег (Там же. Л. 6-8). Согласно тому же документу 1765 г., в обители проживали 4 монахини, переведенные из упраздненного Входоиерусалимского мон-ря Зяблицкого Погоста Муромского у. По расчету им было выдано половинное жалованье: настоятельнице Александре и мон. Евфросинии - по 2 р. 82/4 к.; монахиням Евникии и Анастасии - по 2 р. 8 к. В денежной ведомости за них расписался иерей Троицкого храма Захария Васильев по причине их неграмотности (Там же. Л. 9).

Из выделенных мон-рю средств за 1-ю пол. 1765 г. 45 р. 30 к. было уплачено священно- и церковнослужителям. Так, иереи Василий Стефанов и Захария Васильев получили каждый по 10 р., алтарники Александр и Гавриил Ивановы - по 5 р. каждый, служитель Лев Егоров с детьми Алексеем и Иваном - 12 р. Последним было выдано на платеж подушных и оброчных налогов 3 р. 30 к. (Там же. Л. 11).

Расходы мон-ря в 1765 г. ограничивались покупкой дров, восковых свечей, ладана, виноградного вина для церковных служб, приобретением муки для просфор, меда для кутьи. На территории проводился ремонт монастырских зданий: перекладка печей, устройство новой сосновой драницы для покрытия келий, беление печей известью; имелись транспортные расходы. Отдельная статья расходов связана с обновлением и приведением в порядок богослужебных предметов.

В 1767 г. денежные выплаты сестрам увеличились. Если в 1765 г. рядовые инокини получали за полугодие по 2 р. 82/4 к., то в 1767 г. им выдали по 5 р. (сумма выплат игумении и казначее остались без изменений - 20 р. и 7 р. 50 к. соответственно) (РГАДА. Ф. 280. Оп. 6. Д. 3182. Л. 1-3). Имена заштатных монахинь (19 чел.) упраздненных монастырей, проживавших в М. Т. м., приводятся в общем списке без указания на их принадлежность к закрытым обителям. Все они получили за 1-е полугодие 1767 г. одинаковую сумму - по 5 р. каждая. Однако деньги выдали с большой задержкой (Там же. Л. 14 об.).

Кроме традиц. расходов на содержание мон-ря заслуживает внимания запись от 24 февр. 1767 г. об уплате муромскому иконописцу Михаилу Смольянинову 4 р. 50 к. за написание для церкви (какой именно - не указано) образа Святой Троицы (Там же. Л. 6). 20 мая муромскому купцу Алексею Корсунскому было выдано 2 р.- «за покупной у него для мощения в святых вратах пола кирпич 1000». Видимо, работы были обширные, т. к. для подсыпки под пол привезли 10 возов песка - по 3 к. за воз (Там же. Л. 7 об.). Работы по сооружению кирпичного пола производил каменщик подмонастырской слободы Родион Зимин, за что ему было выдано 29 мая 1767 г. из монастырской казны 20 к.

Согласно записи от 5 июня 1767 г., перед св. воротами М. Т. м. находился деревянный мост. За его сооружение муромский купец Спиридон Иванов получил от казначея 80 к. Из др. записи следует, что у св. ворот и ограды были стеклянные фонари (Там же. Л. 8-8 об.). Возле св. ворот находилась деревянная решетка. За ее «починку» 26 нояб. 1767 г. было выдано 20 к. В 1767 г. М. Т. м. израсходовал 560 р. 60 к. (Там же. Л. 18 об.). По сохранившимся документам, в последующие годы расходы обители составляли: в 1768 г.- 555 р. 781/4 к.; в 1769 г.- 511 р. 23 к.; в 1771 г.- 451 р. 23 к.; в 1772 г.- 426 р. 231/4 к.; в 1773 г.- 331 р. 233/4 к.; в 1774 г.- 391 р. 233/4 к.; в 1775 г.- 381 р. 233/4 к.; в 1776 г.- 386 р. 23 к. (Там же. Оп. 4, 6, 8-12, 15).

В 1777 г. в М. Т. м. проживали 17 монахинь: игум. Неонилла (80 лет), казначея мон. Дорофея (72 года; уволена по старости), монахини Александра (79 лет), Варсонофия (67 лет), Евстолия (74 года), Максимилия (68 лет), Евникия (59 лет; определена казначеем), Неонилла (60 лет), Евстолия (58 лет), София (81 год), Пелагия (62 года), Евпраксия (63 года), Мастридия (82 года), Сусанна (94 года), Иринарха (61 год), Митрополия (63 года), Анфиса (56 лет). Кроме штатных монахинь в мон-ре находились «послушницы и на искусе проживающие». В 70-х гг. XVIII в. служили священники Иоанн Яковлев, Григорий Стефанов, диак. Александр Иванов и дьячок Димитрий Марков.

К кон. XIX в. М. Т. м. содержался на средства, полученные от сдачи в аренду земли и рыбных ловель (Травчетов. 1903. С. 111). В частности, совместно с муромскими Благовещенским и Преображенским мон-рями владел рыбными ловлями на р. Оке при Конюш-острове у с. Благовещенского Муромского у. На долю обители приходилось 26 р. 66 к. дохода. Также мон-рю принадлежали 36 дес. сенокосной земли в пустоши Нинур близ дер. Шабаново Меленковского у. Земля сдавалась в аренду местным крестьянам за 150 р. в год. Близ той же деревни имелось 150 дес. хвойного леса. За мон-рем числилась водяная мукомольная мельница на р. Кортыни при дер. Михайлово Меленковского у., аренда к-рой ежегодно приносила 160 р. Кроме того, мон-рь владел денежным капиталом, к-рый к янв. 1903 г. достигал 45 тыс. 240 р. Проценты с этого капитала шли в обитель, в т. ч. на содержание причта (Там же. С. 112).

В 1792 г. мон-рь сильно пострадал от пожара. От Трехсвятительского храма остались одни стены. Был полностью уничтожен иконостас. На Троицкой и Казанской церквах сгорели деревянные кровельные перекрытия; иконы и престолы остались невредимы. В 1793-1798 гг. трудами игум. Евграфы М. Т. м. был восстановлен.

XIX в.

Интерьер ц. во имя вмч. Пантелеимона. Фотография. 1928 г.
Интерьер ц. во имя вмч. Пантелеимона. Фотография. 1928 г.

Интерьер ц. во имя вмч. Пантелеимона. Фотография. 1928 г.
Вмч. Пантелеимон, с житием. Фрагмент росписи ц. во имя вмч. Пантелеимона. 1886 г. (не сохр.). Фотография. Нач. ХХ в.
Вмч. Пантелеимон, с житием. Фрагмент росписи ц. во имя вмч. Пантелеимона. 1886 г. (не сохр.). Фотография. Нач. ХХ в.

Вмч. Пантелеимон, с житием. Фрагмент росписи ц. во имя вмч. Пантелеимона. 1886 г. (не сохр.). Фотография. Нач. ХХ в.
27 мая 1805 г. в результате пожара сгорела деревянная ограда, пострадало церковное имущество. В 1807-1808 гг. на средства вдовы экспедитора Александры Дмитриевны Неймановой вокруг обители была возведена кирпичная стена высотой в 4 аршина с 4 башнями по углам общей протяженностью 175 саж. В 1809 г. на средства муромского купца Григория Федоровича Зворыкина в Троицком соборе был проведен ремонт. В 1810 г. перестроили теплую ц. Трех святителей с приделом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (или в честь иконы Божией Матери «Скорбящая»). В 1825 г. на собранные средства заново перекрыли железом крышу и паперти Троицкого собора, покрасив их медянкой. В 1827 г. на колокольню подняли новый колокол, установленный вместо разбитого 30-пудового. Согласно монастырской летописи, в 1833 г. старый кирпичный пол в Троицком соборе заменили новым белокаменным. В 1850 г. были вновь окрашены железные кровли храмов. В 60-х гг. XIX в. обители помогал муромский купец 1-й гильдии, городской голова Алексей Васильевич Ермаков (1798-1869). В 1861 г. на его средства был возведен кирпичный 2-этажный корпус для женщин, проживавших при обители. В 1865 г. по просьбе игум. Евфросинии (Тюменевой) Ермаков выделил средства на строительство в М. Т. м. каменной часовни и устройство в ней водопровода. На деньги купца были вызолочены 5 глав Троицкого собора, окрашены железные кровли на храмах и на башнях монастырской ограды. В 1883 г. в обитель с Афона привезли икону вмч. Пантелеимона, написанную на кипарисной доске. В 1885 г. над теплым Трехсвятительским храмом была возведена ц. во имя вмч. Пантелеимона. Престол и жертвенник церкви выполнили из кипариса; иконостас, вырезанный из липы, был вызолочен червонным золотом. Стены как в храме, так и на паперти расписаны. Лестницу, ведущую в Пантелеимонов храм, и площадку выполнили из подольского мрамора. Согласно монастырской летописи, на строительство храма было израсходовано 35 тыс. р. 30 нояб. 1886 г. новоустроенный храм освятил архиеп. Владимирский и Суздальский Феогност (Лебедев).

В 1889 г. в Скорбященском приделе Трехсвятительской ц. был сооружен и вызолочен червонным золотом новый иконостас с иконами «греческого письма». Стоимость всех работ составила 3 тыс. р. В 1890 г. попечением игум. Персиды (Ключарёвой) у зап. монастырской ограды был выстроен новый кирпичный 2-этажный корпус, в к-ром 19 сент. 1899 г. открыта одноклассная жен. церковноприходская школа, где проводили уроки рукоделия. В 1902 г. монастырская церковноприходская школа стала 2-классной.

XX-XXI вв.

К янв. 1903 г. в М. Т. м. проживали игумения, 39 монахинь и 49 послушниц. В 1910 г. пол в Троицком соборе покрыли металлическими плитами. В 1911 г. на территории обители возвели 2-этажный кирпичный корпус, где разместилась просфорня. 12 апр. 1913 г. на колокольню подняли новый колокол, весом 380 пудов 18 фунтов, стоимостью 9 тыс. р. Он был отлит на заводе Н. И. Оловянишникова в г. Ярославле в честь 300-летия царствования Дома Романовых. В 1915 г. в верхнем теплом храме вмч. Пантелеимона провели капитальный ремонт (возобновили живопись, промыли иконостас, выкрасили окна и полы), израсходовав 2,5 тыс. р.

19 сент. 1918 г. в М. Т. м. арестовали и препроводили в городскую тюрьму викария Владимирской епархии Муромского еп. Митрофана (Загорского). По распоряжению Жилищного отдела г. Мурома от 27 сент. 1918 г. из 3 кирпичных корпусов были изгнаны насельницы; в них стали жить светские лица. В 1921 г. мон-рь был закрыт, одни сестры разъехались по домам, другие остались жить в Муроме, зарабатывая на пропитание рукоделием. Последняя настоятельница (1918-1921) игум. Рипсимия (Слюняева) поселилась в доме у одной из состоятельных горожанок. Впосл. они обе были репрессированы. 7 дек. 1923 г. игум. Рипсимия была арестована и отправлена в ссылку на 3 года в Нарымский край (За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биогр. справ. Александров, 2000. С. 59).

В 1921/22 г. в помещении бывш. церковноприходской школы размещался дом переселенцев, вывезенных из голодающих районов Поволжья (Луч: Газ. Муром, 1922. № 28. С. 2). Согласно сообщениям в местной прессе, просторное здание школы быстро превратилось в ужасающий «рассадник грязи и заразы». Одновременно власти приступили к изъятию церковных ценностей, проводившемуся под лозунгом оказания помощи голодающим Поволжья. 2 мая 1922 г. из храмов обители были изъяты серебряные ценности: 14 риз с икон (12 фунтов 41 золотник), 9 венчиков с икон (2 фунта 88 золотников), сухарница (86 золотников), сахарница (1 фунт 32 золотника), различный лом (3 фунта 85 золотника), лампада (51 золотник) и проч. (Там же. № 33. С. 1).

Нил, еп. Муромский и Вязниковский, возглавляет Божественную литургию в день памяти благоверных кн. Петра и кнг. Февронии Муромских в Троицком соборе. Фотография. 2017 г.
Нил, еп. Муромский и Вязниковский, возглавляет Божественную литургию в день памяти благоверных кн. Петра и кнг. Февронии Муромских в Троицком соборе. Фотография. 2017 г.

Нил, еп. Муромский и Вязниковский, возглавляет Божественную литургию в день памяти благоверных кн. Петра и кнг. Февронии Муромских в Троицком соборе. Фотография. 2017 г.
В местной газете писали: «В «Троицком монастыре», занятом рабочими, нэпманами, «девицами свободных профессий», часть оставшимися монашками и т. д. творится полное безобразие: куда не взглянешь - кругом кучи навоза и всяких других отбросов. Неоднократно наблюдались даже такие случаи: как только выходят из квартиры - тут же и выливают все, что ни попало, около коридора. В особенности ужасна атмосфера в Доме Поволжья, в том же монастыре, где помещается большинство чуваш и татар. Зловоние с каждым днем распространяется все сильнее и сильнее, в особенности теперь, с наступлением долгожданной весны. Монастырь и Дом Поволжья надо очистить немедленно. Иначе там появится та или иная болезнь» (Там же. 1923. № 45. С. 4). Неоднократно обращалось внимание на антисанитарию, царящую в зданиях мон-ря. Так, сообщалось: «В помещении быв. 3-й школы (здание при Троицком монастыре) организованно общежитие для взрослых поволжан. Их там много, среди взрослых имеются и дети, коих детские дома в силу перегруженности приютить не могут... Следует и помещения их приспособить для жилья! Нар не хватает, в силу этого значительная часть поволжан ютится на каменном полу, изобилующем грязью. У ворот и у входа в помещение образовалось из грязи топкое болото» (Там же. № 48. С. 3).

Надвратная ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. 1648 г. Фотография. 2016 г.
Надвратная ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. 1648 г. Фотография. 2016 г.

Надвратная ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. 1648 г. Фотография. 2016 г.
В 1924 г. на территории М. Т. м. проживали рабочие. Несмотря на закрытие обители, храм продолжал действовать. Один из рабочих писал в газетной заметке: «В зданиях Троицкого монастыря размещены рабочие. Церкви остались в распоряжении «черной братии». Своим обращением «к всевышнему» «черная братия» Благовещенского и Троицкого монастыря не дают покоя утомленному тяжелой работой трудящемуся люду: ранним утром и вечером безудержно барабанят колокола. Мое предложение: запретить оглушительный звон, снять колокола и перелить медь на полезные машины» (Там же. 1924. № 186. С. 4).

Рака с мощами благоверных кн. Петра и кнг. Февронии Муромских в Троицком соборе. Фотография. 2017 г.
Рака с мощами благоверных кн. Петра и кнг. Февронии Муромских в Троицком соборе. Фотография. 2017 г.

Рака с мощами благоверных кн. Петра и кнг. Февронии Муромских в Троицком соборе. Фотография. 2017 г.
В 1928 г. Пантелеимоновский придел был передан Муромскому архиву. В 30-40 гг. XX в. на местный краеведческий музей возложили обязанность контроля за состоянием монастырских построек. С 1933 г. территория мон-ря находилась в пользовании военного ведомства. Здесь pазмещался муpомский полк. Троицкий собор, Казанскую надвpатную церковь и колокольню приспособили под склады.

В 1936 г. решением горсовета Трехсвятительско-Пантелеимонов храм был разобран до основания. Киpпич использован для строительства школы № 16. В 1941 г. здание Тpоицкого собора было передано артели им. Н. К. Кpупской под сапожную мастерскую. В послевоенные годы бывш. келейные корпуса переоборудовали под коммунальное жилье. В 1961-1962 гг. к 1100-летию Мурома в монастыре провели незначительную реставрацию. В 70-х гг. XX в. ансамбль стал охраняться как памятник республиканского значения. В мон-ре разместился Муромский реставрационный участок.

В 1976 г. на территорию обители из с. Пьянгус Меленковского p-на перевезли в разобранном виде деревянную ц. во имя прп. Сеpгия Радонежского (1715). Церковь планировали показывать посетителям как музейный экспонат под открытым небом (Чернышев. 2016. С. 22).

15 мая 1991 г. М. Т. м. был возвращен РПЦ. Первая Божественная литургия была отслужена в надвpатной Казанской ц. 26 мая, в день праздника Св. Троицы. 18 июня епископ Владимиpский и Суздальский Евлогий (Смирнов) вручил настоятельский крест бывш. насельнице рижского Сергиева во имя Святой Троицы монастыря мон. Тавифе (Горлановой). 29 сент. она была возведена в сан игумении. Состоялось полное освящение Казанской ц. и малое освящение Тpоицкого собоpа. 5 июля того же года на монастырской колокольне впервые после долгих лет молчания зазвонили колокола. Полная звонница, отлитая в Воpонеже, поступила в мон-рь 29 сент. того же года. 22 авг. 1991 г. из местного городского музея в обитель было передано 80 богослужебных предметов и икон. 4 нояб., в день празднования Казанской иконе Божией Матери, сестры переселились в восстановленный келейный корпус. 19 сент. 1992 г. состоялось торжественное перенесение из Благовещенского монастыря в М. Т. м. мощей святых кн. Петра и кнг. Февронии. Также в обители хранится «Виленский» крест-мощевик, переданный из городского музея в 1996 г.

В 90-х гг. XX в. в мон-ре велись ремонтно-восстановительные работы. Значительную помощь оказали предприятия и воинские части, расположенные в г. Муроме. Мон-рь приобрел земельные участки в селах Панфилове и Карачарове Муромского р-на. В 2001 г. при М. Т. м. открыт пансионат «Надежда» для несовершеннолетних. Под попечительством обители находятся неск. тюрем, колония для несовершеннолетних, воинская часть, муромское об-во инвалидов-колясочников «Феникс». Мон-рь имеет неск. подворий: Крестовоздвиженское в Муроме, Богородицкое в дер. Мишино Муромского р-на, Богородицкое в Камешковском р-не Владимирской обл. На территории обители установлена деревянная часовня, посвященная святым Петру и Февронии Муромским.

В М. Т. м. проживает игум. Арсения (Москокова) и ок. 90 насельниц, введен общежительный устав. С 4 ч. утра совершаются утренние молитвы и полунощница; читается неусыпаемая Псалтирь. В воскресенье, среду и пятницу по вечерам читаются акафисты Иисусу Сладчайшему, свт. Николаю Чудотворцу и Божией Матери.

В Троицком соборе имеются приделы во имя святых Петра и Февронии и во имя праведных жен Анны, Тавифы и Иулиании Лазаревской (Муромской).

Арх.: РГАДА. Ф. 280. Оп. 6. Д. 1998 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1765 г.]; Д. 3182 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1767 г.]; Д. 3720 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1768 г.]; Д. 4235 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1769 г.]; Оп. 4. Д. 1014 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1771 г.]; Оп. 8. Д. 448 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1772 г.]; Оп. 9. Д. 463 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1773 г.]; Оп. 10. Д. 466 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1774 г.]; Оп. 11. Д. 500 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1775 г.]; Оп. 12. Д. 459 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1776 г.]; Оп. 15. Д. 250 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1779 г.]; МИХМ. № М-9793 [Летопись Муромского Троицкого мон-ря. 2-я пол. XIX - нач. XX вв. Ркп.]; № 207 [Докладная записка художника-архит. А. Полторанина в Горьковское отд-ние Союза Художников]; № 207 [Акт комиссии по реализации церк. вещей от 13 июля 1928 г.]; № М-2231 [Синодик Троицкого мон-ря г. Мурома].
Ист.: Повесть о водворении христианства в Муроме // Кушелёв-Безбородко. Памятники. 1860. Вып. 1. С. 229-238; СИСПРЦ; Кучкин В. А. Мат-лы для истории рус. города XVI в.: (Выпись из писцовых книг г. Мурома 1566 г. и муромская сотная 1573/74 г.) // АЕ за 1967 г. М., 1969. С. 291-315; Сотная с писцовых книг г. Мурома 1623/24 г. Владимир, 2010; Писцовая книга г. Мурома 1636/37 г. Владимир, 2010; Список с переписной книги г. Мурома 1646 г. Список со строельной книги г. Мурома 1649 г. Владимир, 2010.
Лит.: Титов А. А. Ист. обозрение г. Мурома // Тр. Владимирской УАК. Владимир, 1902. Кн. 4. Прил. С. 1-99; Травчетов Н. П. Мат-лы для истории муромского Троицкого жен. мон-ря. Владимир, 1902; он же. Город Муром и его достопримечательности. Владимир, 1903; Косаткин В. В., прот. Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст. Владимир, 1906. Ч. 1; Мяздриков И. П. Очерк общественной деятельности в г. Муроме городского головы Алексея Васильевича Ермакова. Муром, 1914; Беспалов Н. А. Муром: Памятники искусства XVI - нач. XIX в. Ярославль, 1971; Масленицын С. И. Муром: [Фотоальб.]. М., 1971; Плешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерус. декоративно-прикладное искусство в собр. ГРМ. Л., 1985. Ил. 70; Летопись муромского Св.-Троицкого жен. епарх. мон-ря в док-тах и фотографиях. М.; Муром, 2001; Чернышев В. Я. Муромские иконописцы XVII-XVIII вв. // Уваровские чт., 3-и: Тез. докл. Муром, 2001. С. 200-205; он же. Становление муромских купцов гостиной сотни по док-там 1622-1624 гг. // Рубикон: Сб. науч. работ молодых ученых. Р.-н/Д., 2004. Вып. 29. С. 23-27; он же. Муромские колокола: Ист. очерк. Муром, 2013; он же. Муромские купцы Зворыкины и их вклад в соц.-эконом. и культурную историю города XVII - нач. ХХ в. Владимир, 2013; он же. Муром: Ист. очерк-путев. Муром, 2016.
В. Я. Чернышев
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (жен.) Владимирская митрополия Русской Православной Церкви (с 16 июля 2013 г.) Муромский во имя Святой Троицы женский монастырь (Муромской епархии Владимирской митрополии)
См.также:
МУРОМСКИЙ ВО ИМЯ БЛАГОВЕРНЫХ КНЯЗЕЙ БОРИСА И ГЛЕБА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Муромской епархии Владимирской митрополии
МУРОМСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Муромской епархии Владимирской митрополии)
АБАБКОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ И ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Нижегородской и Арзамасской епархии)
АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро
АГРАФЕНИНА РЯЗАНСКАЯ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в 14,5 км к сев. от Рязани
АКАТОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Воронежской и Липецкой епархии